Организация питания в образовательной организации
Условия питания и охраны здоровья обучающихся
Процесс организации питания в ГБОУ школе № 203 Красносельского района Санкт-Петербурга осуществляться организатором питания, действующим в соответствии с условиями заключенного контракта. Оказание услуг по организации горячего питания детей и подростков осуществляется непосредственно на производственных помещениях столовой: пищеблоке и помещениях для приема пищи (далее – пищеблок), с учетом режима работы ОУ в соответствии с установленными законодательством нормативами, нормами и правилами.
Тип пищеблока — сырьевой. Пищеблок с подсобными помещениями, общей площадью 1065,03 кв. м, собственное производство, все цеха. Обеденный зал для организации питания учащихся на 688 посадочных места, общей площадью 557,59 кв. м.
Оказание услуг по организации питания осуществляется в соответствии с Цикличными меню рационов горячего питания из продуктов, поименованных в Ассортиментном перечне основных групп продовольственных товаров и сырья. Ассортиментный перечень и Цикличные меню утверждены Управлением социального питания, размещены на странице Управления социального питания в сети Интернет по адресу: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/socpit/documents/.
Медицинское обслуживание детей осуществляется СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №91» по договору на базе медицинского блока учреждения.
Медицинский блок включает в себя: кабинет врача, процедурный и прививочный кабинеты, общая площадь медицинских помещений составляет 125,89 кв. м.
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ГБОУ школа № 203 Красносельского района Санкт-Петербурга создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Основные направления охраны здоровья:
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, организация питания учащихся;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
- обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
- профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Меню ежедневного горячего питания
- Ежедневное меню
- Цикличное двухнедельное сбалансированное меню рационов горячего питания для учащихся младших классов (7–11 лет)
- Цикличное двухнедельное сбалансированное меню рационов горячего питания для учащихся старших классов (12–18 лет)
- Цикличное двухнедельное сбалансированное меню горячего питания для учащихся младших классов (7–11 лет)
- Цикличное двухнедельное сбалансированное меню горячего питания для учащихся старших классов (12–18 лет)
- Ассортиментный перечень продукции собственного производства, реализуемой в буфетах для сотрудников и учащихся
Диетическое меню в образовательной организации отсутствует.
Ответственный за организацию питания в школе | Юлия Васильевна Корнеева +7 (812) 246-61-66 Время приёма: вторник, четверг 15:00–17:00 КПК 2022, КПК 2023, Сертификат участника |
Школьный канал | https://sferum.ru/?p=channel&channelId=-223855691 необходимо иметь Учебный аккаунт Сферум |
Государственный орган, курирующий школьное питание | Управление социального питания Адрес: ул. Пионерстроя, д. 22 +7 (812) 417-35-50, +7 (812) 417-35-70 |
Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательной организации | ООО «ТК Северная Столица» Генеральный директор: Левин Дмитрий Александрович 191144, г. Санкт-Петербург, ул. Моисеенко, д. 24, литер А, пом. 1-Н, офис 302 ОГРН 1127847459233 ИНН 7840476380 КПП 784201001 р/с 40702810000000904000, к/с 30101810000000000852 в АО БАНК «ПСКБ» г. Санкт-Петербург, БИК 044030852 Телефон для справок +7 (921) 950-40-23 Бухгалтерия (Ольга Анатольевна) +7 (921) 383-15-53 Офис +7 (921) 950-40-64 Территориальный управляющий (Котова Оксана Владимировна) Адрес электронной почты для предложений и обращений по организации питания в школе s.stolitsa20@mail.ru |
Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательную организацию | ООО “ТД Гелиос” ООО “ТД Аврора” ОАО «Каравай» |
Информация о действующих нормативных документах, регламентирующих организацию питания в общеобразовательной организации | Управление социального питания Социальное питание Санкт-Петербурга |
Упоминание в СМИ | https://www.gov.spb.ru/press/governor/269703/ https://vk.com/wall-179626042_855 |
Ответы на вопросы родителей по питанию
За счёт каких средств организовано предоставление горячего питания в школах?
Горячее питание в школе для учеников 1–4 классов предоставляется на безвозмездной основе. Финансирование осуществляется из средств федерального или регионального бюджетов. Питание учащихся 5–11 классов обеспечивается за счёт родительской платы. Учащиеся льготных категорий 5–11 классов питаются за счёт средств из федерального или регионального бюджетов.
Как оплатить питание в школьной столовой?
В нашей школе запущена система контроля присутствия обучающегося и оплаты питания с использованием «Единой карты школьника». Для внесения денежных средств на лицевой счет учащегося необходимо получить памятку с параметрами комбината питания и информацией о лицевом счете в школе у сотрудника, который является ответственным по картам. Также лицевой счет учащегося доступен на портале «Петербургское Образование» в электронном дневнике, вкладка «Питание».
Могут ли блюда повторяться несколько раз в неделю?
Да, несомненно, могут. Здесь вопрос заключается в том, что блюда не должны приедаться, должна обеспечиваться эпидемиологическая безопасность. Требование такое: блюда не должны повторяться в течение суток и в течение двух смежных дней. У нас учебная неделя длинная, поэтому в понедельник и четверг могут повторяться одни и те же блюда, ничего в этом страшного нет.
Почему из школьного меню убрали сосиски?
Сосиски действительно отсутствуют сегодня в перечне рекомендуемых блюд для детского питания. Причина – повышенное содержание соли и тяжелых для переваривания детским организмом жиров. Если мы говорим о здоровом питании, формировании здоровых пищевых привычек, вкусовых пристрастий, определяющих в перспективе популяционный уровень профилактики избыточной массы тела, болезней системы кровообращения, нарушения обмена веществ, то данная позиция вполне понятна. Детям в качестве альтернативы вместо сосисок сегодня предлагаются мясные и рыбные блюда – более физиологически полноценные.
Форма обратной связи для родителей
Акты проверки школьной столовой
- Акт № 6 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 22.10.2024
- Акт № 9 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 26.04.2024
- Акт № 5 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 10.04.2024
- Акт проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 20.02.2024
- Акт № 7 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 12.02.2024
- Акт № 4 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 29.01.2024
- Акт №6 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 19.12.2023
- Акт № 3 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 18.12.2023
- Акт №5 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 11.12.2023
- Акт № 4 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 22.11.2023
- Акт № 3 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 20.11.2023
- Акт № 1 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 24.10.2023
- Акт № 2 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 09.10.2023
- Акт № 1 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 25.09.2023
- Акт №1 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 11.09.2023
- Акт проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 17.04.2023
- Акт проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 17.04.2023 кл. 1-10
- Акт №4 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 11.01.2023
- Акт №3 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 01.12.2022
- Акт №1 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 16.11.2022
- Акт №1 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 05.09.2022
- Акт проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 16.05.2022
- Акт №4 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 11.05.2022
- Акт №3 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 13.04.2022
- Акт №2 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 16.02.2022
- Акт №1 проверки школьной столовой комиссией по контролю организации питания обучающихся от 18.01.2022
Результаты анкетирования
- Анкетирование родителей от 14.11.2024–18.11.2024
- Анкетирование родителей от 26.04.2024
- Анкетирование родителей от 20.02.2024
- Анкетирование родителей от 12.02.2024
- Анкетирование родителей от 19.12.2023 ч. 1
- Анкетирование родителей от 19.12.2023 ч. 2
- Анкетирование детей от 23.11.2023
- Анкетирование детей от 23.11
- Анкетирование детей
- Анкетирование от 20.11.2023
- Оценочный лист от 16.05.2022
- Оценочный лист от 16.05.2022
- Оценочный лист от 16.05.2022
Нормативные документы
- Закон о социальном питании в Санкт-Петербурге от 8.10.2008
- Закон Санкт-Петербурга от 13.03.2024 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»
- Методические рекомендации MP 2.4.0179-20 «Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18 мая 2020 г.)
- Перечень пищевой продукции, которая не допускается при организации питания детей (Приложение 6 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20)
- Социальный кодекс гл 18
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.08.2024 № 625 «О стоимости питания в государственных образовательных учреждениях на 2024/2025 учебный год»
- О принципах формирования меню здорового питания для школьников
- О внесении изменений в ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 ФЗ «Об образовании в РФ» от 1.03.2020
- Постановление об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Приказ об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений
- Постановление о мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт-Петербурге» и совершенствованию уровня организации социального питания в государственных бюджетных, казенных и автономных учреждениях Санкт-Петербурга, входящих в системы здравоохранения, образования, отдыха и оздоровления детей и молодежи, социального обслуживания населения, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга
- Постановление от 10.10.2022 №928 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи с проведением специальной военной операции (выполнением специальных задач) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины и мобилизационных мероприятий в период ее проведения
- Согласование с Роспотребнадзором
Локальные акты
- Приказ от 28.08.2024 № 685-од «О создании бракеражной комиссии в ГБОУ школе № 203 Красносельского района Санкт-Петербурга в 2024-2025 учебном году»
- Приказ от 28.08.2024 № 686-од «Об организации питания обучающихся в 2024-2025 учебном году»
- Приказ от 28.08.2024 № 687-од «О создании общественной комиссии по контролю за организацией и качеством питания обучающихся ГБОУ школы №203 в 2024-2025 учебном году»
- Приказ о подготовке основного (организованного) меню
- Положение о бракеражной комиссии
- Положение о родительском контроле организации горячего питания обучающихся
- Положение о совете по питанию
- Положение об организации питания обучающихся
График посещения столовой
Время | Класс |
---|---|
Завтрак | |
08:10–08:30 | 2-1, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7, 2-8, 2-9 |
09:05–09:20 09:10–09:20 | 1-1, 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 4-1, 4-2, 4-3, 4-4, 4-5 |
10:00–10:15 | 3-1, 3-2, 3-3, 3-4, 3-5, 3-6, 3-7, 3-8, 3-9, 3-10 с 5 по 11 классы |
10:55–11:15 | 4-6, 4-7, 4-8, 4-9 с 5 по 11 классы |
Обед | |
12:50–13:10 | 1-1, 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 2-1, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 2-7, 2-8, 2-9 с 5 по 11 классы |
13:50–14:10 | все 3 классы все 4 классы с 5 по 11 классы |
14:40–15:00 | с 5 по 11 классы |
Полдник | |
15:50 | с 1 по 4 классы |
- График посещения столовой на I полугодие 2024-2025 учебного года
Здоровое питание
Здоровое питание школьника
К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии.
Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.
Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак — ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника. Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников.
Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников,— это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии.
В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка — смесь трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.
Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.
Школьники 7—11 лет должны получать в сутки 70—80 г белка, или 2,5—3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12—17 лет — 90—100 г, или 2 −2,5 г на 1 кг веса.
Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет. и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет.
В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65—60%, у взрослых—50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока — 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного.
Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и яйца.
Пища – единственный источник, с которым ребенок получает необходимый пластический материал и энергию. Нормальная деятельность головного мозга и организма зависит в основном от качества употребляемой пищи. Родителям полезно знать о том, что «трудный» характер ребенка часто является результатом нерационального питания, что правильное питание улучшает умственные способности, развивает память у детей и таким образом облегчает для него процесс обучения.
Обеспечение рационального питания школьника – одно из ведущих условий их правильного гармоничного развития. Школьный период, охватывающий возраст от 7 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формирование человека. К особенностям этого возрастного периода относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации, усложнения школьных программ, сочетания занятий с дополнительными нагрузками (факультативные занятия, кружки, домашнее задание).
Для обеспечения всех этих сложных жизненных процессов школьнику необходимо полноценное питание, которое покроет повышенные потребности его организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, энергии. Эти показатели значительно изменяются в зависимости от возраста, пола, вида деятельности, условий жизни. В школьном возрасте дети должны получать биологически полноценные продукты, богатые белками, минеральными солями и витаминами. Особенно важно для растущего организма ребенка включение достаточного количества белка. Белки животного происхождения должны составлять не менее 50-60% от общего количества белка в зависимости от нагрузки и условия жизни ребенка. При дефиците белка у детей нередко
отмечаются нарушения функции коры головного мозга, снижается трудоспособность, легко возникает переутомление, ухудшается успеваемость.
В питании детей школьного возраста большое место должны занимать продукты, богатые белком: яйцо, мясо, рыба, орехи, овсяная, гречневая крупа. Ежедневно в школьном менюнеобходимы молочные и кисломолочные продукты (творог, йогурт, молоко), яйца, мясные и рыбные продукты. При подборе продуктов нельзя не считаться с тем, что дети нуждаются в легкоусвояемой пище, ведь переваривающая способность их пищеварительных соков слаба. Молочные продукты – основные источники минеральных веществ, витаминов, белков. Предпочтение следует отдать кисломолочным продуктам, благоприятно действующим на пищеварение. Особенно, если ребенок страдает дисбактериозом и у него отмечается непереносимость цельного молока. Молочная кислота и другие бактерицидные вещества, содержащиеся в кисломолочных продуктах, подавляют рост болезнетворных микробов. Например, применение в жаркое время напитка «Бифидок» приводит к снижению заболеваемости дисбактериозом.
Хлеб лучше употреблять ржаной или с отрубями, так как в нем содержится на 30% больше железа, вдвое больше калия и второе больше магния, чем в белом хлебе.
Овощи – необходимый источник витаминов и микроэлементов. В рационе до 50% должно быть сырых овощей и фруктов. При этом надо иметь в виду, что овощи и фрукты надо включать каждый раз и обязательно употреблять до еды, но не после. Употребление фруктов и овощей после еды способствует длительной задержке пищевых масс, усиливает процесс брожения, что впоследствии может привести к хроническим заболеваниям органов пищеварения. Большое внимание требует обеспечение учащегося полноценным завтраком. Утром организм ребенка усиленно расходует энергию, поэтому завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих энергозатрат. Он должен обязательно содержать горячее блюдо, творожное, яичное, мясное, крупяное. В состав обеда следует включать максимальное количество овощей, в том числе сырых. Ужин в основном состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и яичных блюд, перед сном не
рекомендуется блюда из мяса или рыбы, так как богатая белком пища действует возбуждающе на нервную систему ребенка и медленно переваривается. Дети при этом спят беспокойно и плохо отдыхают за ночь.
Для нормального функционирования мозга необходимы фосфор, сера, медь, цинк, кальций, железо и магний. Фосфор и фосфорные соединения способствуют образованию клеток мозга, сера нужна для насыщения их кислородом. Витамин мозга – витамин Е, а также: витамины В1, В2, В6. В связи с этим вам будет полезно знать, какие продукты питания содержат вышеперечисленные микроэлементы, витамины. Это: картофель, петрушка, мята, хрен, говядина, мозги, морковь, капуста, сельдерей, огурцы, вишня, смородина, сухофрукты, яичный желток, крыжовник, виноград, печень, кисломолочные продукты, грибы, масло оливковое, апельсины, горох, малина, клубника, соевые бобы, ботва репы, пророщенная пшеница, хлеб из
муки грубого помола.
Принципы сбалансированного питания:
- если ограничить углеводы, в «топку» пойдут белки и жиры, при их распаде образуются вредные вещества, происходит отравление организма;
- в пище мало белка — страдает иммунитет (бесконечные простуды!), кожа становится сухой и дряблой, волосы тусклыми, а ногти ломкими; худеем за счет потери белка мышц;
- совсем без жиров нельзя — они необходимы для работы печени, всасывания многих витаминов, сжигания запасов жира; но жира должно быть в пище не более 25% от суточной калорийности; в жирном мясе, молоке, жареных продуктах и сдобном тесте содержатся вредные жиры, в морепродуктах и растительных маслах — полезные;
- процесс приготовления пищи должен проходить так, чтобы сохранить в продуктах максимум питательных веществ, поэтому лучше готовить пищу на пару, варить или тушить; от жареной пищи лучше отказаться.
Рыба и морепродукты — это здоровая пища. Белок рыбы хорошо усваивается, из него строятся наши клетки. В жирных сортах рыбы (лосось, сельдь, сардины) есть жирные кислоты Омега-3 и Омега-6, которые сжигают лишний жир. В любой
рыбе много витаминов и микроэлементов.
Овощи — это продление жизни. В овощах содержится клетчатка и пектиновые вещества, которые играют важную роль в нормализации процессов пищеварения. А от того, как работает наш пищеварительный тракт, зависит наше здоровье и долголетие. Содержание белков в овощах невелико, исключение составляют бобовые (горох, фасоль, соя), в которых содержится до 20% белка, приближающегося по своему аминокислотному составу к животному белку.
Овощи являются источником витаминов С, А, группы В. Овощи также содержат большое количество минеральных веществ, органических кислот, эфирных масел, фитонцидов, дубильных и других веществ. Большинство овощей содержат соли калия, микроэлементы (железо, медь, кобальт, цинк и др.), так необходимые организму для поддержания жизнедеятельности.
Все знают, что фрукты полезны.
В них содержатся углеводы, которые мы можем употреблять без вреда для здоровья, заменяя ими сладости. В косточковых плодах (абрикосы, персики, вишни) содержится много глюкозы и сахарозы, в семечковых (груши, яблоки) — фруктозы. Во всех
фруктах много витаминов и минеральных веществ, ценность которых обусловлена их хорошей усвояемостью. В персиках, бананах и абрикосах содержится большое количество калия, который так необходим для работы нашего сердца. Источником железа в сочетании с аскорбиновой кислотой (железо в этом сочетании лучше усваивается) являются яблоки, груши, сливы. Пищевые волокна представлены во фруктах пектинами, которые нормализуют микрофлору кишечника, подавляя гнилостные процессы, выводят токсические вещества.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует (рекомендации ВОЗ построены по принципу светофора):
- Зелёный свет: еда без ограничений — это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и фруктов.
- Желтый свет: мясо, рыба, молочные продукты — только обезжиренные и в меньшем количестве, чем «зеленые» продукты.
- Красный цвет: это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия. Чем реже вы употребляете такие продукты, тем лучше.
Полноценное и правильно организованное питание — необходимое условие
долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.
Правила здорового питания
- Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
- Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты:
мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр — не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2—3 раза обязательно. - Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день.
Учащиеся должны получать завтрак в школе с 09:00 — 10:00, обед в 12:00 — 14.00, полдник с 15:00 —15.30, ужин с 16:00 — 17.00. - Следует употреблять йодированную соль.
- В межсезонье (осень — зима, зима — весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.
- Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуем обеспечить ежедневный прием отвара шиповника.
- Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.
- Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела (эти сведения можно получить у медицинского работника школы), необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания ребенка должен быть скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нормы.
- Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.
Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 −20% из белков, на 20 −30% из жиров, на 50- 55% из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах.
Пища плохо усваивается (нельзя принимать):
- Когда нет чувства голода.
- При сильной усталости.
- При болезни.
- При отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности.
- Перед началом тяжёлой физической работы.
- При перегреве и сильном ознобе.
- Когда торопитесь.
- Нельзя никакую пищу запивать.
- Нельзя есть сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения.
Рекомендации:
- В питании всё должно быть в меру;
- Пища должна быть разнообразной;
- Еда должна быть тёплой;
- Тщательно пережёвывать пищу;
- Есть овощи и фрукты;
- Есть 3—4 раза в день;
- Не есть перед сном;
- Не есть копчёного, жареного и острого;
- Не есть всухомятку;
- Меньше есть сладостей;
- Не перекусывать чипсами, сухариками и т. п.
Здоровое питание – это ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирных молочных продуктов, рыбы, постного мяса.
А также…
- Умеренность.
- Четырехразовый приём пищи.
- Разнообразие.
- Биологическая полноценность.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!
Принципы здорового питания
Ребенок старше 7 лет нуждается в сбалансированном здоровом рационе не меньше детей младшего возраста.
Основными нюансами питания детей этого возраста являются такие:
- В течение дня с пищей должно поступать столько калорий, чтобы покрыть энергозатраты ребенка.
- Рацион школьника должен быть сбалансирован по незаменимым и заменимым нутриентам. Для этого рекомендуется его максимально разнообразить.
- Важно учитывать индивидуальные особенности организма ребенка.
- Минимум 60% белков в рационе ребенка-школьника должно поступать из продуктов животного происхождения.
- Количество получаемых с пищей углеводов для школьника должно быть в 4 раза больше, чем количество белка или количество жира.
- Быстрые углеводы, представленные в меню ребенка сладостями, должны составлять до 10-
- 20% всех углеводов.
- Важно наличие режима приемов пищи, чтобы ребенок питался регулярно.
- Рацион школьника должен включать хлеб, картофель, злаки. Мучные изделия для ребенка стоит готовить на муке грубого помола.
- Один-два раза в неделю ребенок должен есть рыбу. Также минимум один раз в недельном меню школьника должно быть красное мясо.
- Бобовые ребенку этого возраста рекомендуют есть 1-2 раза в неделю.
- Ежедневно в рационе ребенка должно присутствовать пять порций овощей и фруктов. Одной порцией считают апельсин, яблоко, банан или другой средний фрукт, 10-15 ягод или виноградин, два небольших фрукта (абрикос, слив), 50 г овощного салата, стакан сока (учитывается лишь натуральный сок), столовая ложка сухофруктов, 3 ст. л. отварных овощей.
- Ежедневно ребенку следует употреблять молочные продукты. Рекомендуется три порции, одной из которых может быть 30 г сыра, стакан молока, один йогурт.
- Сладости и жирные продукты допустимы в рационе школьника, если они не заменяют собой полезную и здоровую пищу, поскольку в печенье, тортах, вафлях, картофеле фри и других подобных продуктах очень мало витаминов и минеральных компонентов.
- Стоит минимизировать поступление с пищей синтетических пищевых добавок, а также специй.
- В течение дня с пищей должно поступать столько калорий, чтобы покрыть энергозатраты ребенка.
- Рацион школьника должен быть сбалансирован по незаменимым и заменимым нутриентам. Для этого рекомендуется его максимально разнообразить.
- Важно учитывать индивидуальные особенности организма ребенка.
- Минимум 60% белков в рационе ребенка-школьника должно поступать из продуктов животного происхождения.
- Количество получаемых с пищей углеводов для школьника должно быть в 4 раза больше, чем количество белка или количество жира.
- Быстрые углеводы, представленные в меню ребенка сладостями, должны составлять до 10-
- 20% всех углеводов.
- Важно наличие режима приемов пищи, чтобы ребенок питался регулярно.
- Рацион школьника должен включать хлеб, картофель, злаки. Мучные изделия для ребенка стоит готовить на муке грубого помола.
- Один-два раза в неделю ребенок должен есть рыбу. Также минимум один раз в недельном меню школьника должно быть красное мясо.
- Бобовые ребенку этого возраста рекомендуют есть 1-2 раза в неделю.
- Ежедневно в рационе ребенка должно присутствовать пять порций овощей и фруктов. Одной порцией считают апельсин, яблоко, банан или другой средний фрукт, 10-15 ягод или виноградин, два небольших фрукта (абрикос, слив), 50 г овощного салата, стакан сока (учитывается лишь натуральный сок), столовая ложка сухофруктов, 3 ст. л. отварных овощей.
- Ежедневно ребенку следует употреблять молочные продукты. Рекомендуется три порции, одной из которых может быть 30 г сыра, стакан молока, один йогурт.
- Сладости и жирные продукты допустимы в рационе школьника, если они не заменяют собой полезную и здоровую пищу, поскольку в печенье, тортах, вафлях, картофеле фри и других подобных продуктах очень мало витаминов и минеральных компонентов.
- Стоит минимизировать поступление с пищей синтетических пищевых добавок, а также специй.
Какие продукты нужно ограничить в рационе?
Старайтесь ограничивать в меню ребенка такие продукты:
- Сахар и белый хлеб – при избыточном потреблении они вызывают набор веса.
- Продукты, в которых есть пищевые добавки (красители, консерванты и другие).
- Маргарин.
- Не сезонные фрукты и овощи.
- Сладкую газировку.
- Продукты с кофеином.
- Майонез, кетчупы и другие соусы промышленного производства.
- Острые блюда.
- Фастфуд.
- Сырокопченые колбасы.
- Грибы.
- Блюда, которые готовятся во фритюре.
- Соки в пакетах.
- Жвачки и леденцы.
Что делать, если ребенок не кушает продукты, которые ему
нужны?
У ребенка старше семи лет уже сформировались вкусы, поэтому он может отказываться от определенных продуктов, и настаивать, чтобы он их ел, несмотря на отвращение и неприятие, не стоит. Так пищевое поведение может еще больше усугубиться. Родителям стоит попробовать готовить нелюбимые продукты разными способами, возможно, один из них понравится ребенку.
В остальном же настаивать на употреблении какой-либо пищи не нужно, если питание ребенка можно назвать разнообразным – если в его рационе есть хотя бы 1 вид молочных продуктов, 1 вид овощей, 1 вариант мяса или рыбы, 1 вид фруктов и какое-либо блюдо из злаков. Эти группы продуктов обязательно должны быть в детском меню.
Отсутствие аппетита из-за стресса
Многие школьники испытывают серьезные психологические нагрузки во время обучения, что сказывается на аппетите. Родителям следует внимательно наблюдать за ребенком и вовремя отреагировать на ситуацию, когда стресс стал причиной снижения аппетита.
Важно продумать отдых ребенка после возвращения домой и в выходные, предоставив ему возможность переключить внимание и заняться любимым делом. Снять стресс помогают увлечения, особенно, связанные с физической активностью, например, походы в горы, ролики, велосипед, разные спортивные секции.
Питание – один из неотъемлемых факторов жизни. Древние утверждали, что человек есть то, что он ест. Пищевые вещества практически полностью определяют физическую и умственную работоспособность. Здоровье человека в значительной степени зависит от пищевого статуса. Любое отклонение от формулы сбалансированного питания приводит к нарушению функций организма, особенно если эти отклонения длительны.
Роль питания в современных условиях повышается в связи с акселерацией, то есть с ускорением
физического развития и ранним половым созреванием.
Основными принципами рационального питания являются:
- Полное удовлетворение энергетических потребностей организма. В связи с высокой подвижностью школьников их энергозатраты значительны, кроме того идет рост и развитие организма, поэтому у подростков потребность в калориях превышает таковую у взрослых и составляет 2, 2,5, 3 тысячи килокалорий в сутки.
- Поступление в достаточном количестве в организм витаминов, микроэлементов, питательных веществ.
- Сбалансированность питания (адекватное соотношение белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов в зависимости от пола, возраста, индивидуальных особенностей).
- Правильный режим питания, соответствующий возрасту.
- Жидкость – не менее 1,5 литров.
Питание же школьников имеет свои особенности. В школьный период у ребенка происходит интенсивный рост организма. Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечнососудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростков.
Поэтому школьник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие. Эти затраты пополняются за счет питательных веществ, основу которых составляют белки, жиры и углеводы, витаминов и минеральных солей.
Белки – основной материал, который используется для построения тканей и органов человека. Школьники, организм которых непрерывно растет, особенно нуждается в этом веществе. При недостатке белка рост и развитие ребенка замедляются, понижается сопротивляемость организма к болезням, ухудшается умственная деятельность.
Потребность в белке у подростков составляет 1,3 – 1,5 г на 1 кг веса. Основные источники животного белка: молоко и молочные продукты, мясо и рыба, яйца; растительного белка: бобы, горох, соя.
В суточном рационе школьника белок должен составлять не менее 60%.
Жиры используются главным образом в качестве энергетического материала, для построения нервной ткани в том числе тканей головного мозга; являются источниками и растворителями витаминов А и Д.
Недостаток жира в питании детей приводит к снижению иммунитета, организм становится более чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, особенно к холоду. Школьники становятся более восприимчивы к различным заболеваниям (ОРЗ, грипп). При длительном недостаточном содержании жиров в питании детей отмечаются замедление
роста и расстройство функций ЦНС.
Отрицательно сказывается и избыток жира. При этом нарушается обмен веществ, жиры могут откладываться в виде запасов в подкожной клетчатке, в сальнике, печени и других органах, а это приводит к ожирению ребенка и ухудшает работу его сердца, сосудов. Потребность в жире школьников такая же, как и потребность в белке. Наиболее полезным в детском питании является сливочное масло, но не следует забывать и о растительном масле – источнике полиненасыщенных жирных кислот, которое должно составлять 10-15% от общего содержания жира.
Углеводы являются основным источником энергии для мышечной деятельности. Кроме того углеводы необходимы для работы сердца и являются единственным источником энергии для головного мозга. Количество углеводов в питании школьников должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров.
Таким образом, питание школьников должно быть сбалансированным, то есть включающим все питательные вещества в оптимальных соотношениях: на 1,5 г белка – 1 г жира и 4 г углеводов. Кроме того ежедневно школьники должны получать необходимое количество витаминов и минеральных солей для нормального функционирования организма.
Однако следует помнить, что избыток простых углеводов (конфеты, сладости, шоколад и т.п.) наносит большой ущерб здоровью: нарушение обмена (ожирение, сахарный диабет 2 типа), отставание в росте и общем развитии, склонность к частым заболеваниям. Поэтому 80% всех углеводов должны составлять сложные углеводы: овощи, фрукты, крупы, хлеб.
Большое значение имеет правильный режим питания. По современным научным данным наиболее обоснованным и полезным для детей школьного возраста является режим 4-х, 5-ти разового питания. Именно при таком режиме отмечаются наилучшие показатели физического состояния, развития и работоспособности.
Школьное питание разных стран
Горячие линии по организации питания
8-800-200-04-11 | Общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию» |
8-800-200-91-85 | Министерство просвещения РФ |
8-931-326-68-07 | Горячая линия по вопросам организации питания в образовательных учреждениях города |
8-931-326-37-41 | Горячая линия Комитета по образованию |
+7 (812) 576-68-13 | Приёмная начальника Управления социального питания (пн.–пт. 09:00 – 18:00) |
+7 (812) 576-13-48 | Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга |
https://vk.com/uspitspb | Официальная группа Управления социального питания |